- - Приемы и техника проведения массажа детей первого года жизни

Приемы и техника проведения массажа детей первого года жизни

Традиционным средством в комплексе коррекционных мероприятий выступает массаж. Нервная система с ее богатым рецепторным аппаратом активно реагирует на механические раздражения, наносимые при массаже на кожу, мышцы, соединительную ткань.

 В детском массаже используются практически те же приемы, что и во взрослом, но выполняются они очень мягко и нежно. Также стоит отметить, что не все приемы «взрослого» массажа показаны новорожденному.

Выполнять массаж ребенка в возрасте до одного года нужно с большой осторожностью.
Массаж и гимнастику здорового ребенка можно начинать с 1,5-2 месяцев. Выполнять массаж следует ежедневно не ранее, чем через 40 минут после еды или за 25-30 минут до еды. Достаточно проводить сеанс массажа 1 раз в день. Не рекомендуется делать массаж перед сном.
Нельзя проводить массаж при различных инфекционных заболеваниях, рахите в период обострения, при паховых, бедренных и пупочных грыжах, врожденном пороке сердца, а также при различных воспалительных кожных заболеваниях.

Массаж ребенка первого года жизни включает следующие основные приемы: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. Поскольку кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая, вначале следует применять щадящие приемы массажа (поглаживание), а затем постепенно можно будет ввести и остальные приемы (растирание и легкую вибрацию в виде потряхивания и встряхивания), а также разминание.
Поглаживание выполняется в начале любого сеанса массажа и проводится в целях подготовки массируемой области к другим элементам и приемам массажа. Поглаживание активизирует кровообращение и тем самым улучшает кровоснабжение тканей и органов. Поглаживание успокаивает нервную систему, вызывает расслабление мышц, помогает снять боль. 
Растирание способствует расслаблению мышц, улучшению кровоснабжения и питания тканей. Кроме того, растирание воздействует успокаивающе на нервную систему ребенка. Оно оказывает положительное влияние не только на кожу и подкожные ткани, но и на мышцы, связки и сухожилия.
Разминание успокаивает нервную систему, активизирует крово- и лимфообращение, положительно действует на суставы, связки и сухожилия, а также на мышцы, причем не только поверхностные, но и расположенные достаточно глубоко. Благотворно действует разминание и на дыхательную систему.
Вибрация оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка, улучшает обмен веществ в организме и обладает легким обезболивающим эффектом.
В массаже детей первого года жизни следует применять лишь такие приемы вибрации, как потряхивание и встряхивание, а после 3-4 месяцев, когда нормализуется мышечный тонус, можно применять и легкое поколачивание пальцами. Выполнять движения при вибрации следует мягко, быстро и ритмично.

ПОГЛАЖИВАНИЕ

Производить поглаживание нужно ладонью или тыльной поверхностью кисти по направлению лимфотока к ближайшим лимфатическим узлам. На нижних конечностях движения выполняются от стопы к паху, а на верхних — от кисти к подмышечным впадинам. Выполнять поглаживание нужно медленно, плавными и легкими движениями, слегка надавливая на массируемую поверхность.

Поглаживание рук

Ребенка следует положить на спину, мама должна встать к его ногам. Левую руку ребенка приподнять правой рукой, затем левой рукой произвести поглаживания внутренней и наружной поверхностей руки, двигаясь от кисти к плечу.

Таким же образом выполнить поглаживание правой руки ребенка.

Поглаживание ног

И.п.  ребенка при выполнении поглаживания ног — лежа на спине. Положить правую ногу ребенка на ладонь левой руки. Правой рукой произвести поглаживание наружной и задней части голени и бедра. Движения следует направлять от стопы к бедру Поглаживание коленной чашечки не рекомендуется делать. Затем выполнить поглаживание левой ноги таким же способом.

Поглаживание живота

И. п. — лежа на спине.

Массаж начинается с круговых поглаживаний по часовой стрелке. Поглаживания можно производить ладонной поверхностью кисти или ее тыльной стороной. При выполнении следует избегать надавливания на область печени (участок правого подреберья). После этого необходимо произвести поглаживание косых мышц живота ребенка, массирующие движения должны быть направлены в сторону позвоночника и в сторону пупка.

После поглаживания живота следует перейти к поглаживанию груди, которое нужно производить ладонными или тыльными поверхностями пальцев обеих рук. Движения должны выполняться кругообразно (правой рукой по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки) вокруг сосков.

Поглаживание спины

И. п. — лежа на животе, ногами к массажисту. Выполняется поглаживание вдоль позвоночника (сам позвоночный столб массировать нельзя). При направлении движения от ягодиц к голове прием выполняется тыльной стороной кисти, в направлении от головы к ягодицам — внутренней стороной кисти .

РАСТИРАНИЕ

При массаже ног применяется кольцевое растирание в направлении от стоп к животу. При выполнении приема большим и указательным пальцем обеих рук следует обхватить голень ребенка (руки располагаются одна над другой) и производить кольцевые растирания до колена. Затем следует произвести растирание наружной поверхности бедра подушечками четырех пальцев.

Растирание подошвенной части стопы выполняется подушечкой большого пальца кругообразно.

Кольцевое растирание рук следует производить таким же способом, как и растирание голени, двигаясь от запястья к плечу. Растирание спины, груди, живота, бедра нужно выполнять подушечками большого пальца или подушечками 2 или 4 пальцев прямолинейно или спиралевидно.

РАЗМИНАНИЕ

В детском массаже применяется щипцеобразное разминание или прием валяния. Выполнять движения нужно энергично, но мягко и нежно.

Щипцеобразное разминание производится тремя пальцами путем смещения кожи, причем указательный и средний пальцы должны находиться против большого.

Щипцеобразное разминание выполняется на длинных мышцах спины, располагающихся вдоль позвоночного столба. Движения должны быть направлены от поясницы к области шеи.

Такими же приемами производится разминание ягодиц.

Можно выполнять разминание как одной, так и двумя руками кругообразно или спиралевидно, производя движения только указательным и средним пальцами. Разминание ног проводится щипцеобразным разминанием или валянием.

При щипцеобразном разминании положить ногу ребенка на ладонь, придерживая ее этой же рукой в нижнем участке голени.

Валяние производится обеими руками, одну ладонь нужно положить на заднюю поверхность голени, а другую — на наружную. Ладони одновременно выполняют смещение ткани по часовой стрелке. Движения выполняются от стопы к бедру, затем — обратно.

ПОТРЯХИВАНИЕ

Потряхивание выполняется при массаже груди: ладони нужно наложить на нижнюю часть грудной клетки ребенка, как бы обхватив ее. Большие пальцы обеих рук должны находиться рядом друг с другом.

ВСТРЯХИВАНИЕ производится при массаже конечностей ребенка и при выполнении упражнений для конечностей.

ПОКОЛАЧИВАНИЕ

Поколачивание при массировании ребенка первого года жизни может производиться тыльной стороной слегка расставленных пальцев.

ГИМНАСТИКА.

Рефлекторное упражнение “ходьба”

 

 

И. п. — стоя на ногах. Для выполнения процедуры необходимо взять ребенка подмышки и повернуть спиной к себе. Это упражнение нужно проводить на столе или на любой твердой поверхности. Малыш должен опустить ножку и дотронуться пяткой до стола. При соприкосновении с твердой поверхностью он начнет перебирать ногами, как при ходьбе. Мама должна следить за тем, чтобы ребенок опирался то на одну ногу, то на другую.

Кроме того, категорически запрещается сильно сдавливать его грудную клетку, так как кости ребенка еще очень мягкие и их очень легко можно сломать.

Рефлекторное ползание

И. п. — лежа на животе. Руки и ноги должны быть согнуты, а голова слегка приподнята.

Упражнение основано на безусловном рефлексе. Проведение данной процедуры должно соблюдаться с особой осторожностью, так как, делая резкие движения, ребенок может упасть с поверхности стола и получить травму.

Для проведения процедуры следует развести колени таким образом, чтобы пятки ребенка соединились.

Во время процедуры ребенок должен пытаться разгибать ноги и делать попытки ползти вперед.

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЕТЕЙ 3-4 МЕСЯЦЕВ

Сгибание и разгибание ступней И. п. — лежа на спине.

Данная процедура способствует развитию и укреплению мышц ног. Для выполнения нужно слегка надавливать на основания пальцев со стороны подошвы.

Данную процедуру необходимо повторить 4 раза.

Скрещивание рук на груди

И. п. — лежа на спине. Руки ребенка должны быть скрещены на груди.

Чтобы правильно выполнить упражнение, надо периодически чередовать положение рук: сначала правая располагается сверху, затем — левая. Данную процедуру повторить 6 раз.

Поворот на живот

И. п. — лежа на спине. Для выполнения процедуры правой рукой следует поддерживать ноги малыша за нижнюю часть голеней.

Упражнение начинается с того, что мама осторожно поворачивает его таз на правый бок. Ребенок самостоятельно начинает поворачивать влево голову, грудь и плечи. Затем следует вытянуть левую руку ребенка вперед, и он рефлекторно перевернется на живот. Поворот на живот через левый бок делается так же.



Приподнимание головы и туловища из положения на спине

И. п. — лежа на спине.

Упражнение способствует развитию и укреплению мышц живота и шеи. Следует вложить большие пальцы в ладони ребенка и сжать их в кулачки, а другими пальцами обхватить кисть руки. Затем нужно осторожно потянуть ребенка за руки так, чтобы у него слегка приподнялись голова и плечи. Сажать ребенка запрещается. Упражнение повторить 3 раза.

Упражнение на мяче

И. п. — лежа на животе.

Данная процедура способствует развитию и тренировке вестибулярного аппарата, а также расслаблению мышц конечностей. Она должна проводиться через полчаса после приема пищи. Для ее выполнения необходимо использовать большой надувной ярко раскрашенный мяч, который не должен быть холодным (можно нагреть его под струей горячей воды). Ребенка кладут на мяч животом вниз и осторожно покачать на мяче по кругу и из стороны в сторону. Чтобы ребенок не упал с мяча и не получил травму, его нужно постоянно придерживать одной рукой за спинку.

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 6 МЕСЯЦЕВ

Поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног

И. п.: лежа на спине.

Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов ног. Упражнение начинается с поочередного сгибания и разгибания ног. Затем сгибание и разгибание проводится одновременно обеими ногами. При этом колени ребенка должны быть разведены. Во время выполнения этого упражнения ребенок согнутыми ногами касается живота, а затем плавно разгибает их.

Круговые движения руками

И. п.: лежа на спине.

Упражнение способствует развитию мышц и суставов рук. Осторожно развести руки ребенка в стороны и плавно поднять их вверх. Затем вытянуть руки вперед и осторожно опустить. После этого нужно повторить те же движения, только в обратной последовательности. Данное упражнение следует выполнить 6 раз.

Поворот со спинки на живот и обратно

И. п.: лежа на спине.

Для выполнения данного упражнения сбоку от ребенка надо положить его любимую игрушку и ласково попросить повернуться в ее сторону. После этого следует осторожно помочь малышу перевернуться на живот. Это упражнение нужно повторить по 3 раза в каждую сторону.

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 9 МЕСЯЦЕВ

Переворот со спины на живот

И. п.: лежа на спине.

Для выполнения упражнения следует приказать ребенку повернуться на живот. Чтобы помочь ребенку выполнить это упражнение, нужно слегка повернуть его ягодицы и таз в ту сторону, в которую выполняется переворот.

Ползание

И. п.: лежа на животе.

 

 

Упражнение способствует развитию у ребенка навыка ползания. Для его выполнения следует большим и средним пальцем взять ребенка за пятки. При этом указательный палец мамы должен находиться между ступнями малыша. Согнуть ноги ребенка, а через 1-2 секунды — разогнуть. После выполнения этого движения 3-4 раза, ребенок оттолкнется от рук мамы и самостоятельно поползет .Когда ребенок привыкнет к упражнению, сгибание ног нужно будет проводить не одновременно, а поочередно.

Приподнимание туловища из положения лежа на животе

И. п.: лёжа на животе.

Упражнение способствует развитию мышц спины и живота. Для его выполнения следует вложить большие пальцы массажиста в ладони ребенка и заставить его сжать кулачки. Остальными пальцами нужно поддерживать ребенка за запястья.

Поднять руки ребенка через стороны вверх и слегка потянуть. При этом головка ребенка, рефлекторно откинутая назад, будет подниматься вверх, а его пятки будут упираться в маму. Подтягивать ребенка нужно до тех пор, пока он не встанет на колени .

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 9 ДО 12 МЕСЯЦЕВ

Наклоны туловища вперед с выпрямленными ногами

Исходное положение: стоя спиной к взрослому человеку, правая рука которого придерживает колени ребенка, чтобы они не сгибались, а левая находится на его животе. Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц спины, живота и ног. Для его выполнения следует применять любимую игрушку ребенка, которую следует положить у его ног. Затем взрослый должен попросить ребенка нагнуться и дотянуться до нее пальцами рук. При этом необходимо следить за тем, чтобы ноги малыша не сгибались и были прямыми. Данное упражнение нужно повторить 3 раза.

Приподнимание туловища из положения лежа на животе

Для ребенка 9-месячного возраста его следует усложнить. Теперь при его выполнении следует применять круглые пластмассовые кольца или погремушки с круглой ручкой, которые следует вложить в ладони ребенка, а затем плавно поднять его руки через стороны вверх. Ребенок сначала приподнимет голову, затем встанет на колени, а потом уже на ноги. Данное упражнение повторить 2 раза.

Ходьба на четвереньках

Исходное положение: стоя на четвереньках.

Данное упражнение укрепляет мышцы спины, живота, рук и ног. Его следует выполнять с помощью любимой игрушки ребенка. Положить игрушку на некотором расстоянии от ребенка и попросить его взять ее в руки. Чтобы добраться до игрушки, малыш будет вынужден передвигаться на четвереньках. По мере приближения ребенка к цели игрушку следует от него отодвигать.

Ходьба с поддержкой за руки

Исходное положение: стоя на полу.

Для выполнения упражнения необходимо взять ребенка за запястья и попросить его пройти некоторое расстояние. Во время выполнения упражнения малыша необходимо поддерживать.